Про восстановительные обжиги, черный цвет и пользу молока.

На мой взгляд, между дымлением, восстановлением и раку принципиальной разницы нет. Это вопрос терминологии. Кто-то вообще это называет томлением. А ещё чернением что, по-моему, является самым ужасным названием. Ну, это грешок современных керамистов, так что есть надежда, что такой термин не приживется. А если говорить о процессе, и то и другое – это создание восстановительной среды, окружающей керамику во время обжига, а точнее определенной части обжига. Так вот, восстановление, дымление, томление – это такие очень общие термины, не несущие технологических тонкостей. Другое дело – раку. Это название касается определенной технологии, а именно прерванного обжига. Но по сути, раку тоже восстановление или дымление, если угодно. Только восстановительная среда при раку создаётся локально, вокруг каждой вещи с помощью опилок, щепок, сена, соломы и т.д. и т.п. Все остальные термины относятся к процессам, когда восстановительная среда создается, как правило внутри печи, горна или специальной керамической капсулы. Более 20-ти лет назад, в таких капсулах - контейнерах мы делали наши первые опыты с чернолощеной керамикой. Это удобно, когда нет возможности сделать печь более или менее герметичной. Только, есть одно ограничение – размер самой капсулы. Больше ограничений, в общем то нет, можно даже обжигать вещи с глазурями и они не слипнуться, конечно же если вы владеете определенными хитростями и секретами.   Но всё это очень и очень общё, потому что по количеству разных тонкостей-хитростей-секретов-примочек-прибамбасов все эти процессы – просто «космос». А раку еще отличается от всех остальных методов почти безграничными возможностями управления процессом. Как я уже говорил это так называемый прерванный обжиг. Это, когда по завершении обжига, при определенной температуре керамика выдергивается из печи, и вот тут  вы можете закопать керамику в опилки и оставить ее там до остывания, а можете опилками и другими вкусными и не очень  штучками «рисовать» на ней, прервав процесс в нужный момент резким охлаждением, чтобы не допустить процесса окисления, который является противоположностью процессу восстановления. Вообще, если занимаешься восстановительными обжигами не лишне знать, хотя бы примерно, что там при этом происходит в черепке и в глазури. Для тех, кто делает первые шаги в этом интересном деле, а так же для людей, интересующихся керамикой, но далеких от ее изготовления, могу немного рассказать. Так вот. Наверное все знают, в чем главное  отличие окислительной среды, от восстановительной. Правильно. В окислительной кислород присутствует, а в восстановительной отсутствует. Почему же цвет черепка меняется в зависимости от того в какой среде он обожжен, в окислительной или в восстановительной. Для примера возьмем красную глину (а точнее красно-жгущуюся, так как красная после обжига глина, в сыром состоянии может быть как красной, так и серой, синей, зеленой, черной и т.д.) Вообще, если говорить о чернолощеной керамике, лично мне больше нравиться работать с красной глиной – полностью устраивает теплота и глубина черного цвета на выходе. Красный цвет черепку, обожженному в окислительной среде, придают содержащиеся в глине окислы железа. А если кислород в печи «выжечь», забросив в нее древесину, смолу, масло и т.д., то оксид железа Fe2O3  перейдет в закись Fe3O4. При горении образуется очень неустойчивый газ – CO, молекулы которого стремятся присоединить к себе еще один атом кислорода и успокоиться в состоянии CO2, и находит этот атом кислорода в окиси железа. Внутри черепок (на сколе) после такого обжига должен быть черным или серым, а поверхность из-за науглероживания (или графитизации) – черной. Я, конечно не химик и могу ошибаться в тонкостях, но по-моему как то так. Ну а что забрасывать в печь – дело ваше. Кстати, ничего не вижу плохого в использовании для этих целей резины. Не берите только автомобильные камеры – дышать продуктами их горения очень вредно.

К восстановительным обжигам я отнёс бы ещё и обварку. Роль восстановителя здесь играет мучная болтушка, отвар трав или грибов и что вы там еще используете. Обварка - это тоже прерванный обжиг. Так же , как и при раку, раскаленный черепок вынимается из печи, и окунается не на долго в болтушку, после чего вынимается на воздух. Тесто, оставшееся на стенках все еще раскаленной керамики шкварча, пузырясь и медленно сползая оставляют на ней красивые темные пятна. При правильно сделанной обварке это ни что другое, как восстановление, только не «сплошное», а фрагментарное, но именно восстановление. И так же, как и при раку в момент, когда мы достигли желаемого результата опускаем керамику в холодную воду для того чтобы прервать процесс. Если разбить обварной черепок, то на сколе будет хорошо видно, что пятна заходят довольно глубоко в черепок. Если же обварной  рисунок у вас во время мытья щеткой слезает – значит, при обварке вы сделали что-то не правильно и на стенках просто «пришкворилось»  подгоревшее тесто болтушки. То есть это еще не обварка. И ни в коем случае не нужно путать обварку с таким популярным сейчас (незаслуженно, на мой взгляд) молочением. Почему оно популярно у некоторых гончаров мне понятно – всего один обжиг (а дальше после молока достаточно 300 градусов духовки), не надо париться с росписью и глазурями. В общем, минимум себестоимости и можно обойтись минимумом навыков, а на ярманках у этаких «веселых молочников» все нарасхват. Ладно молоченные сувенирки и свистульки, но посуда… Это же не гигиенично. Это же грязная, в прямом смысле, посуда!!! Румяная, как пирожки, поверхность такой керамики блестит запеченным казеином, который имеет обыкновение со временем гнить. Казеин гниет – посуда воняет. Спрашиваешь у этих керамистов: - «Зачем же посуду молочите?» Отвечают, обычно: - «Так ведь покупают!» Ну, конечно покупают. Вы же им рассказываете, что это традиционная русская керамика, а посуда эта экологически чистая. Ну кто-нибудь, расскажите мне, пожалуйста, как грязная посуда может быть чистой хотя бы экологически!!? «Она так вкусно пахнет!», - восхищаются покупатели молоченной посуды. Какое-то время она действительно пахнет вкусно. Но кому придет в голову оставить на завтра тарелку, вкусно пахнущую салатом «Оливье».  Да и очень сомнительно, что  русские традиционно декорировали посуду,  пачкая ее в молоке. Конечно керамическая посуда со временем, от использования приобретала похожий вид. Но так ее же, наоборот, периодически прокаливали в печке или на солнышке, повесив на забор, чтобы удалить всю старую органику. То есть даже несколько веков тому назад додумывались дезинфицировать посуду, а не пачкать ее дополнительно. Если я заблуждаюсь очень уж глубоко, подскажите в каком музее можно посмотреть на молоченную керамику хотя бы позапрошлого века. Так что с традиционностью тут явный ПОДЛОГ. Только не говорите, пожалуйста, что я завидую, или что-то не умею. Конечно я многого не умею – керамика это «космос». Но применять 2-х и даже 3,2-процентное молоко я умею уж точно.

Александр Сысоев, художник – керамист, гончар, не ученый, не писатель. 

Оставить комментарий

Комментарии: 0