Про восстановительные обжиги, черный цвет и пользу молока.

На мой взгляд, между дымлением, восстановлением и раку принципиальной разницы нет. Это вопрос терминологии. Кто-то вообще это называет томлением. А ещё чернением что, по-моему, является самым ужасным названием. Ну, это грешок современных керамистов, так что есть надежда, что такой термин не приживется. А если говорить о процессе, и то и другое – это создание восстановительной среды, окружающей керамику во время обжига, а точнее определенной части обжига. Так вот, восстановление, дымление, томление – это такие очень общие термины, не несущие технологических тонкостей. Другое дело – раку. Это название касается определенной технологии, а именно прерванного обжига. Но по сути, раку тоже восстановление или дымление, если угодно. Только восстановительная среда при раку создаётся локально, вокруг каждой вещи с помощью опилок, щепок, сена, соломы и т.д. и т.п. Все остальные термины относятся к процессам, когда восстановительная среда создается, как правило внутри печи, горна или специальной керамической капсулы. Более 20-ти лет назад, в таких капсулах - контейнерах мы делали наши первые опыты с чернолощеной керамикой. Это удобно, когда нет возможности сделать печь более или менее герметичной. Только, есть одно ограничение – размер самой капсулы. Больше ограничений, в общем то нет, можно даже обжигать вещи с глазурями и они не слипнуться, конечно же если вы владеете определенными хитростями и секретами.   Но всё это очень и очень общё, потому что по количеству разных тонкостей-хитростей-секретов-примочек-прибамбасов все эти процессы – просто «космос». А раку еще отличается от всех остальных методов почти безграничными возможностями управления процессом. Как я уже говорил это так называемый прерванный обжиг. Это, когда по завершении обжига, при определенной температуре керамика выдергивается из печи, и вот тут  вы можете закопать керамику в опилки и оставить ее там до остывания, а можете опилками и другими вкусными и не очень  штучками «рисовать» на ней, прервав процесс в нужный момент резким охлаждением, чтобы не допустить процесса окисления, который является противоположностью процессу восстановления. Вообще, если занимаешься восстановительными обжигами не лишне знать, хотя бы примерно, что там при этом происходит в черепке и в глазури. Для тех, кто делает первые шаги в этом интересном деле, а так же для людей, интересующихся керамикой, но далеких от ее изготовления, могу немного рассказать. Так вот. Наверное все знают, в чем главное  отличие окислительной среды, от восстановительной. Правильно. В окислительной кислород присутствует, а в восстановительной отсутствует. Почему же цвет черепка меняется в зависимости от того в какой среде он обожжен, в окислительной или в восстановительной. Для примера возьмем красную глину (а точнее красно-жгущуюся, так как красная после обжига глина, в сыром состоянии может быть как красной, так и серой, синей, зеленой, черной и т.д.) Вообще, если говорить о чернолощеной керамике, лично мне больше нравиться работать с красной глиной – полностью устраивает теплота и глубина черного цвета на выходе. Красный цвет черепку, обожженному в окислительной среде, придают содержащиеся в глине окислы железа. А если кислород в печи «выжечь», забросив в нее древесину, смолу, масло и т.д., то оксид железа Fe2O3  перейдет в закись Fe3O4. При горении образуется очень неустойчивый газ – CO, молекулы которого стремятся присоединить к себе еще один атом кислорода и успокоиться в состоянии CO2, и находит этот атом кислорода в окиси железа. Внутри черепок (на сколе) после такого обжига должен быть черным или серым, а поверхность из-за науглероживания (или графитизации) – черной. Я, конечно не химик и могу ошибаться в тонкостях, но по-моему как то так. Ну а что забрасывать в печь – дело ваше. Кстати, ничего не вижу плохого в использовании для этих целей резины. Не берите только автомобильные камеры – дышать продуктами их горения очень вредно.

К восстановительным обжигам я отнёс бы ещё и обварку. Роль восстановителя здесь играет мучная болтушка, отвар трав или грибов и что вы там еще используете. Обварка - это тоже прерванный обжиг. Так же , как и при раку, раскаленный черепок вынимается из печи, и окунается не на долго в болтушку, после чего вынимается на воздух. Тесто, оставшееся на стенках все еще раскаленной керамики шкварча, пузырясь и медленно сползая оставляют на ней красивые темные пятна. При правильно сделанной обварке это ни что другое, как восстановление, только не «сплошное», а фрагментарное, но именно восстановление. И так же, как и при раку в момент, когда мы достигли желаемого результата опускаем керамику в холодную воду для того чтобы прервать процесс. Если разбить обварной черепок, то на сколе будет хорошо видно, что пятна заходят довольно глубоко в черепок. Если же обварной  рисунок у вас во время мытья щеткой слезает – значит, при обварке вы сделали что-то не правильно и на стенках просто «пришкворилось»  подгоревшее тесто болтушки. То есть это еще не обварка. И ни в коем случае не нужно путать обварку с таким популярным сейчас (незаслуженно, на мой взгляд) молочением. Почему оно популярно у некоторых гончаров мне понятно – всего один обжиг (а дальше после молока достаточно 300 градусов духовки), не надо париться с росписью и глазурями. В общем, минимум себестоимости и можно обойтись минимумом навыков, а на ярманках у этаких «веселых молочников» все нарасхват. Ладно молоченные сувенирки и свистульки, но посуда… Это же не гигиенично. Это же грязная, в прямом смысле, посуда!!! Румяная, как пирожки, поверхность такой керамики блестит запеченным казеином, который имеет обыкновение со временем гнить. Казеин гниет – посуда воняет. Спрашиваешь у этих керамистов: - «Зачем же посуду молочите?» Отвечают, обычно: - «Так ведь покупают!» Ну, конечно покупают. Вы же им рассказываете, что это традиционная русская керамика, а посуда эта экологически чистая. Ну кто-нибудь, расскажите мне, пожалуйста, как грязная посуда может быть чистой хотя бы экологически!!? «Она так вкусно пахнет!», - восхищаются покупатели молоченной посуды. Какое-то время она действительно пахнет вкусно. Но кому придет в голову оставить на завтра тарелку, вкусно пахнущую салатом «Оливье».  Да и очень сомнительно, что  русские традиционно декорировали посуду,  пачкая ее в молоке. Конечно керамическая посуда со временем, от использования приобретала похожий вид. Но так ее же, наоборот, периодически прокаливали в печке или на солнышке, повесив на забор, чтобы удалить всю старую органику. То есть даже несколько веков тому назад додумывались дезинфицировать посуду, а не пачкать ее дополнительно. Если я заблуждаюсь очень уж глубоко, подскажите в каком музее можно посмотреть на молоченную керамику хотя бы позапрошлого века. Так что с традиционностью тут явный ПОДЛОГ. Только не говорите, пожалуйста, что я завидую, или что-то не умею. Конечно я многого не умею – керамика это «космос». Но применять 2-х и даже 3,2-процентное молоко я умею уж точно.

Александр Сысоев, художник – керамист, гончар, не ученый, не писатель. 

Комментариев: 0

Про молочную керамику и фейсбук.

Добрый день всем моим дорогим друзьям, коллегам и вообще всем людям. Неожиданно для себя самого приветствую вас на просторах фейсбука. Не было времени (на собственном то сайте  два года не делали обновлений), а также не было и острой необходимости в регистрации в какой-нибудь  соцсети. «Неожиданно для себя самого» – потому что и дальше не собирался нигде регистрироваться. А не собирался потому, что:

 РАЗ – являюсь закостенелым традиционалистом, предпочитающим живое общение виртуальному (но сейчас не о том, что правильнее);

ДВА – и без регистрации немножко находился в фейсбуке, так как мой соратник, друг, а так же жена Лена Ильюшонок периодически делтся со мной интересными моментами из фейсбучной жизни.

Со временем я, так и признал, что все-таки полезная эта штука – фейсбук. Вместе с Леной радуюсь  новым знакомствам, прусь от невероятного количества результатов «высшего пилотажа» разных мастеров. Чему-то удивляемся, чем-то восхищаемся и вдохновляемся, чему-то УЧИМСЯ.

В общем, не собирался – не собирался, а  тут собрался. И вот почему. Не так давно Лена зачитала мне фрагментик рассуждений керамистов о дымлении-восстановлении. И я решил написать об этом небольшую заметку в блог нашего сайта www.mamclay.com, которая была бы ответом на вопросы, приходящие на нашу почту, и касающиеся этой темы. Написать то написал, но опубликовать на сайте еще пока руки не дошли, потому что прежде этого нужно еще опубликовать наши с Леной работы за последние два года и материалы  по разным выставкам, фестивалям и другим профессиональным тусовкам, в которых участвовали, за тот же срок. Ну а пока не разместил заметку на нашем сайте, попросил Лену, с совершенно благими намерениями,  опубликовать ее на своей странице фейсбук. Конечно же Лена согласилась и опубликовала. За что ей огромное спасибо. А зарегистрировался для того, чтобы извиниться перед ней и вступиться за нее. Извиниться, потому что, получилось так, что я ее « подставил» и в ответ на МОИ размышления, почему-то ОНА получила изрядное количество какашек. Надо сказать, что я в этой заметке, кроме размышлений о восстановительных обжигах, еще постарался сформулировать свое, сугубо субъективное, отношение к так называемой молочной керамике. Я уже перестал удивляться тому, что в некоторой части нашего общества агрессия в ответ на высказывание мнения, отличного от мнения этого общества, теперь не является дурным тоном. А про молочную керамику имею полное право говорить правду, так же как и про политую керамику, так же как и про керамику раку, майолику и т.д. и т.п.  И еще, это тем кто почему-либо не понял, я выступаю не столько против самой молоченой керамики (да молочте сколько хотите), сколько против вранья, распространяемого самими керамистами же, о ее полезности и традиционности. Теперь «на слабо» берут, мол а чё на ярманках большим-сильным дядькам в лицо это не скажете. А кто вам сказал, что не говорили? Говорили. А чё, думаете слушают? Говорили, но никогда не гнобили до тех пор, пока некоторые керамисты из армии «веселых молочников», ни сколько не стесняясь нашего присутствия, стали «объяснять» покупателям, что на самом деле вредна, а порой даже опасна для жизни - глазурь, изобретенная нашими непросвещёнными предками. Другое дело – керамика в молочке. Это прям «что доктор прописал». Теперь то мне лоху объяснили, что каждый ищет выгоду. Вон оно как. Выходит это был промоушен и виртуозный маркетинговый ход молочных дел дистрибьютеров. Конечно можно было бы и на это не реагировать. Но мама меня учила, что обманывать – плохо. Вот меня и понесло разговаривать с оппонентами на ихнем языке. Я, отнюдь не претендую на роль Гуру, я просто поделился некоторыми вещами и высказал свое мнение. Я не понимаю, почему это кажется высокомерием. Я не понимаю, почему одним позволено говорить неправду, а другим нельзя даже немного от этого защититься. Не понимаю, почему я не могу рассуждать по поводу неаргументированных заявлений о том, что молочение это традиционный народный метод обработки керамики, а наша шутка, что молоченная керамика – это «нетрадиционная ориентация» в искусстве керамики, стала кровной обидой.  Я не понимаю, почему должен стесняться накопленного опыта, и не понимаю чем этот опыт так ранит кого-то.  Я не имею специального образования. Я технарь – Маишник. Больше двадцати лет назад начал учиться керамике и учусь до сих пор. Учусь многому даже у своих учеников. Но не думаю, что у тех, кто получил соответствующее образование, отсутствует тяга к постоянному обучению. Мне кажется, что это нормально когда люди учат друг друга. И без критики не бывает творческого роста. Так жить интересно. А керамика, для меня лично – это образ жизни, а не поиск выгоды. Да, я тоже обеспечиваю свое существование и существование тех, кто от меня зависит при помощи денег, заработанных керамикой. Но вы ведь понимаете – я не о том. А еще жить интересно, когда можно объяснять словами и слова понимать. И не интересно для выгоды переворачивать чужие слова и выворачивать их смысл наизнанку. Интересно искать свои аргументы и открывать аргументы своего собеседника. И не интересно пользоваться одним, проверенным бронебойно-железобетонным «аргументом Отца Фёдора». Даже когда этот аргумент используют  не дословно. Даже когда вместо него используют изобразительный ряд.

А обидеть никого не хотел. Тем более никого не обвинял – я не прокурор. Если не обманываете, зачем на свой счет принимаете мои измышления. А если обманываете, то отсюда, как говорится, два пути. Или вы считаете, что не обманываете, а говорите чистую правду (но тогда хотелось бы аргументов в режиме диалога), или…Господь всем нам судья. Конечно же даже не художники и не гончары имеют право рассуждать о керамике,  но мне все-таки кажется, что им было бы вполне логично прислушиваться к мнению людей, которые себя таковыми считают. Да и, если «по чесноку»,  не называли мы  никого «не гончаром» или «не художником», и за язык никого не дергали. А если все-таки кого-нибудь обидел, или кому-то показалось, что я слишком резок в своих рассуждениях, простите, пожалуйста.

И огромное спасибо всем тем, кто вступает в диалог. Это ведь классно! Спасибо тем, кто поддержал Елену ну и меня, стало быть. Спасибо всем, кто делится своими знаниями, умением и секретами, накопанными самостоятельно за свою профессиональную жизнь. Спасибо тем кто «исповедует» добротную породистую керамику. Спасибо всем нашим любимым и близким друзьям. К великому счастью у нас вас много. И выбирать друзей, Слава Богу, все имеют право.

Вот, пожалуй и все, что я хотел сказать на данный момент. Извиняйте, если долго не появлюсь – ушел работать.

 

Александр Сысоев. Художник-керамист, гончар.

Комментариев: 0

Названия предметов русской традиционной утвари.


  1. Волох – керамическая крышка;
  2. Балакирь – узкогорлый сосуд для молока;
  3. Баран – рукомой, с носиком в виде животных (баранов);
  4. Банка – см. кубань;
  5. Баклага – плоский сосуд для воды;
  6. Бардак - горшок у донских казаков;
  7. Близнята – см. двоешки;
  8. Братина -  большой сосуд с изогнутой ручкой для подачи пищи к столу;
  9. Болванцы – что-то вроде стаканов;
  10. Бочкарь – бочонок с носиком;
  11. Естальник - горшок щанной  (тамбовское название);
  12. Егольник - маленький горшок (рязанское название);
  13. Елейник – сосуд  для хранения растительного масла;
  14. Ендова – сосуд для подачи напитков на стол;
  15. Голосники – керамические сосуды, закладываемые в своды и стены здания для улучшения акустики;
  16. Горшок - (горншек, горнчек, горнец, уменьшительное от горн)
  17. Горнушка (горлач) – сосуд для молока;
  18. Горшенятко – см. махотка;
  19. Глек (гляк) – маленький кувшинчик для молока;
  20. Гречишник – кувшин с носиком для молока;
  21. Двоешки, (витебское) – сдвоенные горшочки с перехватом  между ними;
  22. Двойняшки (смоленское) – см. двоешки;
  23. Двойничок (московское) – см. двоешки;
  24. Достаканы –  как бы стаканы для питья;
  25. Жаровница, жаровня -  керамическая сковорода;
  26. Кандюшка (владимирское) – глиняная кружка цилиндрической формы;
  27. Кашник, -чек - горшок для каши;
  28. Кацея – керамическая кадильница;
  29. Квасник (владимирское) – сосуд в виде бублика с длинным носиком;
  30. Квашонка (вологодское) – для закваски теста;
  31. Кисельница – плошка для киселя часто с рельефом на дне;
  32. Ковш – что бы черпать и пить;
  33. Колыванка (алтайское) – для замеса теста;
  34. Комошница (кубанское) – узкая крынка;
  35. Корчага (южное - макитра) – большой сосуд для пива или кваса, часто в ней хранили зерно;
  36. Крестник – подсвечник для четвергового огня;
  37. Кринка (крынка) – сосуд для молока;
  38. Кружка – для питья;
  39. Кубан (нижегородское) – большой горшок сахароваров для стока патоки;
  40. Кубань (орловское) – для хранения молочных продуктов;
  41. Кубок – сосуд на ножке для питья напитков;
  42. Кубышка (вологодское) – для растительного масла или золотых монет;
  43. Кумган (тюкрское – Сосуд пустыни) – для воды;
  44. Кумган (Новгородское) – для растительного масла;
  45. Кумочка – кружечка в виде маленькой крыночки;
  46. Махотка (Тульское) – маленькие горшочки;
  47. Малыш – см. махотка;
  48. Мушорма – сосуд для напитков;
  49. Мясница (нижегородская) – для тушения и жарки;
  50. Накровка (вологодское) – небольшой горшочек для разогрева каши;
  51. Носник (вологодское) – см. рыльничек;
  52. Носак (новгородское) - широкий горшок с рыльцем и широким горлом;
  53. Носушка (новгородское) – кувшинчик для сметаны;
  54. Латка (Вологодская) – для жарки;
  55. Лагушка – сосуд для дёгтя с носиком «уточкой»;
  56. Луковник – конусообразный горшок с одной ручкой;
  57. Макитра (южнорусское) – род горшка;
  58. Морянка – корчага для древесных углей;
  59. Овкачи – что-то вроде кружки для питья
  60. Опарница (Вологодское)– для замеса теста на хлеб и пироги;
  61. Оплечник – сосуд для святой воды или елея в виде бутылки с коротким горлышком;
  62. Пекарка (Вологодское) - для выпекания хлеба;
  63. Подойник (дойник)– большая ёмкость для молока с носиком;
  64. Полевик – вытянутый по форме горшок с ручкой – перехватом;
  65. Пирожная (Вологодское) – для замеса теста на пироги;
  66. Плошка – тарелка с вертикальными бортами для подачи каши на стол;
  67. Растворник – для вытапливания сала;
  68. Разливничек – кувшин с носиком;
  69. Рукомой (московское) – горшок для умывания с двумя носиками и двумя  ушками для подвешивания;
  70. Рученька (вологодское) – см. рыльничек;
  71. Рыльничек(вологодское) – кувшин с длинным носиком;
  72. Солоница – солонка;
  73. Солило – большое блюдо;
  74. Ставка, ставок ( Вологодское) – для замеса теста;
  75. Сулея – для напитков;
  76. Сушник – замкнутый (шарообразный) для откачивания воды из погреба;
  77. Тушка – небольшая плошка с маленькой ручкой;
  78. Тушонка – глиняная сковорода;
  79. Урыльнык – рукомой;
  80. Щанки (ярославское) – см. двоешки;
  81. Чарка – стопка;
  82. Челпан (Вологодское)– для замешивания теста на хлеб и пироги.

 

Комментариев: 2

Гончарное искусство в меняющемся мире.

      Русская традиционная посуда (утварь) всегда привлекала, и будет привлекать к себе внимание не только любителей керамики «под старину», но и искушённых ценителей народного искусства. Кроме того, она всегда останется самой правильной, самой удобной и самой «вкусной» посудой для приверженцев настоящей, здоровой кухни (кстати, не только русской). Кто пробовал наваристые щи из глиняного горшка, «упревшие» в русской печке, тот никогда не забудет этот вкус. Еда, приготовленная в таком горшке (у донских казаков он назывался БАРДАК (тюркское слово)), никогда не пригорала и долго не остывала, благодаря его своеобразной форме. В былые времена каждая хозяйка имела в своём хозяйстве целый арсенал различной утвари. У каждой посудины было своё предназначение. В ЛАТКЕ жарили, в ТУШКЕ тушили, в КАШНИКЕ варили кашу. Для детей делали маленькие кашники с одной ручкой. В КУВШИНАХ, ЕНДОВАХ, КОРЧАГАХ, КУХЛЯХ, БОЧОНКАХ подавались напитки к столу. Работникам в поле еду носили в сдвоенных горшочках с ручкой – ЩАНКИ, ДВОЙНЯШКИ. Глиняный черепок прекрасно сохраняет как тепло, так и свежесть напитков. Поэтому молоко переливали в КРЫНКИ, ГОРЛАЧИ из ПОДОЙНИКА, а квас разливали из КВАСНИКА или КУМГАНА (тюркское - сосуд пустыни). Пили из КУМОЧЕК (от слова кума), КАНДЮШЕК, КРУЖЕК, КУБКОВ, КОВШЕЙ.  А  ЕЛЕЙНИКИ (от слова елей) и КУБЫШКИ служили для хранения растительного масла. Посуда применялась только по назначению ещё и потому, что глиняный «черепок» «запоминает» вкус еды, которая в нём готовилась. В посудине для рыбы лучше не готовить мясо, а постное не стоит готовить в горшке для скоромного. Учитывая это качество керамической посуды можно даже попытаться приготовить в горшке «суп из топора».

      Современным хозяйкам обычно, знакома только КРЫНКА. Но вряд ли им известно,  что простая гончарная крынка – это олицетворение идеала керамической формы, это воплощение русского традиционного представления о красоте! На вопрос «Какая крынка самая красивая?», любой гончар ответит «Та, которая больше похожа на женщину!» Даже названия частей сосуда глубоко антропологичны:

Венчик, черепок, горло, тулово, ножка, ручка, носик. Правильная гончарная посуда совмещает в себе красоту и функциональность. Ещё знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье заявлял: «Функционально – значит красиво!»

       Недаром же, красивая  крынка остаётся самой верной проверкой гончара на мастерство. Не каждому мастеру гончарного искусства удаётся уловить те самые идеальные пропорции. Не один десяток крынок придется сломать начинающему гончару, пока он не убедится, что нашел правильную форму.

       Простая деревенская, керамическая, гончарная посуда (утварь)  - это огромный пласт русской традиционной культуры. Это генетический  код нашей нации. Как и песни и сказки, орнамент в вышивке. Это корни. Начало всех начал.

Своей простотой, незатейливостью, бытовой крестьянской мудростью простая КРЫНКА дала начало не только русскому декоративно-прикладному искусству, но и всему русскому искусству.

Так древнеримский автор книг по архитектуре Ветрувий писал, что всё самое великое выросло из простого: «Архитектурные стили, имеют свои корни в крестьянском доме».

Важную роль в сохранении народных традиций в керамике играет преемственность в гончарном деле. Деревенские семейные мастерские сохраняли традиции, передавая их от деда к внуку, от отца к сыну. Так,  из поколения в поколение, передавались основы традиционной культуры, формируя неповторимый народный этно - стиль в керамике, ткачестве, вышивке, зодчестве и т.д.

        Эти традиции неразрывно были связаны с православием. Так  многие гончары ставили на горшках клеймо в виде креста в круге. Этим крестом освящалась и пища в горшке приготовленная. Обычаю крестить новую утварь обязано возникновение знаменитой обварной керамики. Как рассказывают потомственные Архангельские гончары,  прежде чем использовать для приготовления пищи новый горшок, его следовало сначала крестить. В горшок наливали воды, досыпали муки, ставили в печь и читали специальную молитву на освящение посудины.

 Однако мы вполне могли бы и утратить наше наследие в годы «борьбы за новый мир и новый быт».  В годы коллективизации гончарные семейные мастерские одними из первых подвергались раскулачиванию. В 24 часа мастера с семьёй могли выслать в Сибирь, если он отказывался добровольно идти в артель. Их производства были названы отсталыми, а дела и секреты мастерства преданы забвению.

       И предалось бы дело этих умельцев забвению, если бы вовремя не заметили утрату поклонники нашего фольклора и искусствоведы-народники.  Стоит упомянуть на добром слове таких замечательных специалистов по народному искусству  как Александр Наумович Фрумкин, Василий Алексеевич Бородулин, Екатерина Николаевна Хохлова и др. Взялись тогда они и другие разные подвижники-энтузиасты восстанавливать то, что ещё можно было собрать по крупицам.  За что им великая честь и хвала! Ведь им пришлось: по сохранившимся

старинным музейным  образцам; по рассказам и воспоминаниям оставшихся в живых гончаров; по горшкам, найденным на чердаках, да по материалам из этографических экспедиций  собирать частички утраченного бесценного наследия.  К счастью, сегодня практически востановленны многие утраченные технологии обжига, лепки и декора керамики. Всё чаще можно встретить чёрнолощёную, обварную, расписную (ценинную),  глазурованную, авторскую и ремесленную гончарную посуду в народном стиле на выставках и ярмарках. Многие нынешние художники-керамисты переняли славную эстафету у своих предшественников.  Часто и с любовью используют они в своей работе народные мотивы. Традиции в гончарстве должны быть ЖИВЫМИ, они не могут оставаться застывшими канонами в меняющимся мире, они не могут быть неприкосновенными священными коровами!

 Вот что пишет по этому поводу Е.Н. Хохлова (искусствовед, член МСХ):

«Понятие традиционности не означает незыблемости в системе технических и художественных приёмов: развитие искусства протекает как ЖИВОЙ творческий процесс, подверженный влиянию времени, но в русле исторически сложившихся

особенностей. Хотелось бы, чтобы эти соображения способствовали созданию произведений, которые отвечали бы современным требованиям, но в которых ощущалось бы бережное и непременно творческое отношение к художественному наследию».

        Народные традиции в гончарстве должны стать популярными, понятными даже подрастающему поколению, чтобы всё больше людей смогли соприкоснуться с подлинными произведениями искусства глины и огня, чтобы наследники чтили бы традиции отцов и продолжали бы их.

                                                                                                         

                                                                                                            Ильюшонок Елена

                                                                                                            Сысоев Александр

 

Комментариев: 0

Записки художника по глине.

        В наше, весьма прагматичное время люди часто стремятся получить не моральное, а только лишь материальное вознаграждение от своей деятельности. Очень часто  они  выбирают не своё призвание, а путь материального благополучия. В результате чего, часто остаётся лишь ощущение своей нереализованности. Уходит творчество из нашего бытия, (творческое начало - неотъемлемая черта творца, созидателя) и уходит энергия и жажда жить. Наш стремительно меняющийся мир утратил что-то, что помогало человеку понять кто он, где его корни. Всё меняется постоянно. То, что ещё вчера было обычной вещью, например вязание на спицах, незаметно ушло в прошлое и теперь мало кто берёт спицы в руки. Так и пласт национальной культуры, народных традиций постепенно растворяется и замусоривается, если не возвращаться и поддерживать ЖИВЫЕ традиции. Народное искусство – это “agva vitae”, не только для современного художника, но и современного человека вообще.

 

       Этноискусство особенно актуально сегодня, в век развития нанотехнологий, силикона и пластиковых стаканчиков. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир…», стоит изменить то, что составляет мир современного человека. Традиции народного, национального искусства должны служить источником тепла, а не превращаться в застывшие каноны и в неприкосновенных «священных коров».  Древо народного творчества должно жить и развиваться постоянно. Прекрасно, что существуют музеи народного искусства, но этого, увы, недостаточно. Люди должны иметь возможность иметь постоянный и доступный каждому способ получать радость от соприкосновения с этноискусством. Гончарная посуда, народная песня или элементы одежды ручной работы несут положительную энергию творческого человека, согревают дом зарядом творческого труда.

 

       Гончарный круг, глина и даже просто лепка это то, что прекрасно помогает решать обозначенные задачи. Глина это самый «родной» для человека материал, т.к. глина вокруг нас и глина внутри нас. Глина - это осадочная порода, слой её формируется тысячелетиями и поэтому она хранит частички всех людей, львов, орлов и куропаток, когда-либо живших на Земле.  В то же время, Глина  (земля) – это материальная сущность человека. Так гласят первоисточники: «…И создал Господь человека из праха земного…»или «…Яко земля еси есть и в землю отыдеши…». Среди разнообразных легенд о сотворении человека есть и такая:

«Слепил бог из глины человека, но остался лишний кусочек у него. Тогда он спросил человека: «Что мне слепить для тебя из него?». Человек попросил слепить ему счастье. И тогда бог отдал человеку этот кусок глины…»

 

       Работать с глиной можно прямо руками, без специальных инструментов, что значительно расширяет горизонты самовыражения. Глина очень пластична, податлива, но со своим характером. Возьмешь глину в руки и ощутишь рукопожатие друга.

       Работа с глиной даёт человеку возможность прикоснуться к своему глубинному «Я», выразить себя, признаться себе в чём-то очень важном, трепетном, а потому скрываемом.

Лепить из глины можно даже маленьким детям. Это помогает им достичь гораздо более раннего умственного развития и формирует креативность. А креативный человек найдет выход из любой сложной ситуации.

     

        Очень полезна лепка для детей с ограниченными возможностями. Не имея возможности в повседневной жизни полностью раскрыть свой творческий потенциал, взяв в руки глину, они смогут получить ощущение свободы самовыражения и творческого полёта. Что очень важно для повышения самооценки таких детей. Возможно, что таким образом ребёнок впервые прикоснется к своему призванию и, в будущем станет гончаром или скульптором.

Замечено, что если кто-нибудь взял в руки глину, слепил из неё что-нибудь сам, потом обжег её в и сам вынул своё тёпленькое творение из печи, то обязательно он испытает при этом чувство прикосновения к чему – то вечному и настоящему. Произойдёт ощущение чуда.

       

         Лепить можно в одиночестве и коллективно, семьёй и с незнакомыми людьми, что помогает людям учиться выстраивать межличностные отношения. Глина  утилизирует негативные эмоции и позволяет настроиться на созидательную волну. Поэтому лепка и работа на гончарном кругу используется некоторыми специалистами по реабилитации детей и взрослых, которые перенесли различные психологические травмы, как замечательное терапевтическое средство.

Когда человек садиться за гончарный круг, у него автоматически включается генетическая память. Прикасаясь к куску глины человек, ощущает себя творцом, когда из какой-то грязи вдруг рождается в руках вещь, нечто что может даже стать произведением искусства.

 

         Гончарство как ремесло может стать хорошим увлечением или даже дополнительным источником заработка для людей пожилого возраста или людей, находящихся в поиске своего нового, особого «места в жизни».

         В последнее время в России часто проводятся выставки и ярмарки народного декоративно-прикладного искусства. Там всегда можно полюбоваться предметами традиционного промысла, но не всегда удается посмотреть, как эти предметы создаются и тем более, далеко не всегда можно взять мастер-классы у тех, кто их создаёт. А ведь наблюдать за работой мастера можно бесконечно долго. А уж работа гончара, керамиста весьма зрелищный и захватывающий процесс. Особенно интересно наблюдать за процессом дровяных обжигов.

         Ведь осуществить хороший дровяной обжиг может далеко не каждый керамист и такой обжиг по-настоящему творческий акт.  Мало того, дровяной обжиг это часто коллективная работа, слаженной команды. Сегодня известны дровяные печи не только кирпичные, но и бумажные  (из газет), из старых справочников, земляные горны, печи-скульптуры и печки из корзины супермаркета. Мероприятия, где можно на всё это посмотреть и даже принять участие в процессе у нас в России пока ещё проводятся крайне редко. Хотя во всем мире летние пленэры керастов, симпозиумы и даже чемпионаты проводятся практически круглый год.

 

 

                                                                                                                             Ильюшонок Елена

                                                                                                                             Сысоев Александр

 

 

Комментариев: 0